Соткать, сплести, связать, наконец, свалять полотнище можно буквально из чего угодно — все зависит от того, какими свойствами должна обладать готовая ткань и где ее планируется применять. Километры различной материи сходят с ткацких станков, чтобы превратиться не только в платья и костюмы, но и в тенты, маркизы, портьеры, обивку мягкой мебели, обои, чехлы, столовое и постельное белье. Более того, ткань (и нетканые материалы) может оказаться полезна при строительстве и укладке кровли, изготовлении тепло- и звукоизоляции, даже при проведении озеленительных работ.

  Если же используемые волокна и нити не наделены нужными качествами, можно усовершенствовать готовый продукт — обработать средством от выгорания, антисептиком, антистатиком, огнестойким соединением или, скажем, защитным составом на основе тефлона. Для создания декоративных и технических тканей применяются натуральные (хлопок, лен, шелк, шерсть, кенаф, сизаль и пр.), искусственные (вискозные, ацетатные, поливинилспиртовые, полиакриловые и пр.) и минеральные (асбест, стекло) волокна, не говоря уже об их разнообразных сочетаниях.

   Для изготовления современных дизайнерских коллекций декоративных тканей чаще всего используются сочетания хлопка и шелка с полиуретаном (хлопок с полиуретановой пропиткой внешне напоминает тонкую кожу) и полиэстером (смешанные в определенных пропорциях хлопок, полиэстер и ацетатные волокна успешно имитируют плотный шелк-сырец). Очень популярно жаккардовое переплетение — у таких тканей и изнанка, и «лицо» выглядят одинаково эффектно.

  Рисунок получают также тиснением, каландрованием, флокированием, золочением, различными видами печати. Технологи активно украшают ткани декоративными нитями из металла, пластмасс, оптического волокна. Используются также светодиоды (такую занавеску можно включить в сеть, и по ней начнут бегать огоньки).

    Раз ткань можно выткать из чего угодно, то почему бы не воспользоваться стеклом? Оно не горит, не изнашивается, не электризуется, не боится ни воды, ни низких или высоких температур. Прочность и выносливость ткани, изготавливаемой из стеклянных нитей при температуре 1200 С, позволили ей стать не только основным компонентом конструкционных стеклопластиков и кровельных материалов, но и довольно популярным отделочным материалом.

   Это один из наиболее востребованных вариантов отделки офисов и общественных помещений. Однако декоративность стеклоткани невелика, она хороша исключительно в качестве обоев под покраску: в отличие от бумажных или структурных «стеклянные» обои можно перекрашивать чуть ли не десяток раз без потери рельефа.

   Обычные, не из стекла, ткани использовались для отделки стен с давних времен. Правда, раньше куски материи закреплялись на стенах деревянными рейками или просто вывешивались в качестве драпировок, а в наши дни (уже после того, как додумались дополнять полотнища подложкой из бумаги, флизелина или акрила, защищающей тканевую поверхность от клея и препятствующей деформации) их стали наклеивать как обои.

   Впрочем, старинный способ крепления рейками сегодня также используется — хотя бы в тех случаях, когда стены украшают бесшовным текстильным покрытием. Оно представляет собой «ленту» шириной до 3 метров и длиной до 100 метров, натягивающуюся параллельно стене и закрепляющуюся сверху и снизу. Стык двух краев «ленты» прячут где-нибудь в дальнем углу за мебелью, чтобы ткань воспринималась как единое целое.

   До механизации производства ткацкое ремесло было делом довольно муторным. При работе вручную за день получалось чуть больше полуметра — если говорить о красивом узорчатом материале, а не о грубой мешковине. Впрочем, из шерсти можно было получить полотнище и в обход прялки и ткацкого станка. Дело в том, что шерсть обладает так называемой валкоспособностью: шерстинки неоднородны по структуре, эластичны и в определенных условиях могут намертво переплетаться между собой, образуя прочные материалы вроде войлока или фетра.

   Нынешний список нетканых материалов значительно шире. Если из природных волокон и в кустарных условиях валкоспособностью обладает только шерсть, то современные технологии, искусственные волокна и различные связующие добавки — это страшная сила. Хаотичное, но прочное переплетение разнонаправленных волокон сегодня можно — было бы желание — изготовить из целлюлозы, полиэфира, акрила. Нетканые полотна, изготовленные по разным технологиям (флизелин, мельтблаун, спанбонд и пр.), во многих отраслях промышленности почти полностью заменили и вытеснили обычные ткани.

   Понятное дело: эти материалы обладают высокой стойкостью к деформации и незначительной усадкой, легки в изготовлении, обработке и вторичной переработке, весьма недороги. Что еще нужно для удовлетворения разнообразным производственникам — от обойщиков и мебельщиков до изготовителей одноразового постельного белья?

  В мебельной промышленности из нетканых материалов наиболее широко применяются флизелин — тонкий продукт из смеси целлюлозных и текстильных волокон с полимерным связующим — и спанбонд, микропористый паропроницаемый заменитель ткани из стопроцентного полипропилена. В последнее время благодаря разнообразию цветов и способности принимать различные дополнительные свойства (от антистатичности до стерильности, прочности, долговечности, легкости в раскрое) он значительно потеснил традиционные для изготовления мягкой мебели миткаль, мешковину и пр.

   Разнообразные нетканые материалы востребованы также при изготовлении теплоизолирующих и звукоизолирующих покрытий.

  Из них делают основу для линолеумов, ковровых и тафтинговых напольных и настенных покрытий, мягкой кровли — там, где ранее в качестве армирующей основы для полимерно-битумных и мастичных кровель в основном выступала стеклоткань, теперь все чаще встречаются нетканые полотнища полиэфира.

   Да всего и не перечислить! Достаточно сказать, что нетканые материалы вовсю применяются даже там, где о ткани и речи идти не могло: для укрепления откосов и полотна дорог, при озеленительных работах (семена, которые должны будут прорасти веселеньким газоном, еще на фабрике размещаются в специальную пропитанную удобрениями нетканую основу) и т. д.

   Свойство того же флизелина не растягиваться и не терять формы даже при намокании портные использовали давным-давно, прокладывая тонким, но выносливым материалом борта и лацканы верхней одежды. Оно оказалось весьма кстати при изготовлении обоев (даже очень тонкая основа из нетканой паутинки не давала смоченному клеем полотнищу сминаться) и столь модных сегодня рулонных и гофрированных штор. Теперь дизайнеры могут развлекаться почем зря: вес изделий минимален, деформации ничтожны, а разнообразию цветов и фактур позавидует любая ткацкая фабрика.

   Судя по всему, по мере дальнейшего развития химической промышленности привычные нам ткани из натуральных волокон будут все больше становиться предметом роскоши и своего рода раритетом, уступая дорогу нетканым материалам.

Еще больше интересных фактов:

By Blogsdna